Кризис ударил по всему, и аккумуляторный рынок не исключение. Покупатели смотрят прежде всего на цену. Даже владельцы престижных машин не спешат разоряться на дорогие аккумуляторы типа AGM и EFB, которым еще несколько лет назад все предсказывали безоговорочное господство.
Даже как-то неловко рассуждать про амперы, кулоны и градусы, если массовый потребитель выбирает что подешевле. С другой стороны, у бюджетной продукции зачастую хромает качество и экономия может вылиться в копеечку... В этот раз мы решили сделать упор на недорогие аккумуляторы.
В октябре 2017 года вышел новый тест За Рулем.
Поначалу поиск самых недорогих батарей популярнейшей размерности 242x175x190 мм дал скромный результат - всего пять изделий ценой от 2610 рублей за подольскую АКБ до 3002 рублей за тюменскую. Маловато для полноценной экспертизы. Подняли ценовую планку до 3500 рублей - добавилось еще шесть аккумуляторов. А как же без громких зарубежных имен - Varta, Bosch, Mutlu? Кроме того, за бортом остались и близкие к ним по цене отечественные батареи - например, АкТех. Попутно выяснилось, что некоторые восточные бренды установили на свою продукцию совсем не «кризисные» цены: самым дорогим аккумулятором оказался вовсе не Bosch, а корейский Solite аж за 5000 рублей!
В итоге мы набрали два десятка АКБ. Посмотрим, как цена связана с ампер-часами и кулонами.
Закупку проводили в розничной торговой сети в апреле - мае 2016 года. Результаты исследований относятся только к данной выборке и не могут служить основанием для оценки всей продукции того или иного бренда.
Общее впечатление от результатов испытаний тягостное. Основных поводов для расстройства - три. Во-первых, продавцы по-прежнему подсовывают залежалый товар, пусть с гарантиями, улыбками и печатями. Во-вторых, неприятно, что на русском морозе из двадцати новеньких батарей одиннадцать провалились. В-третьих, из двух десятков батарей за победу по-настоящему дрались только две - Tyumen Battery Premium и Varta Blue Dynamic. Их отрыв от соперников оказался серьезным. Причем, что любопытно, преимущество очевидное как с учетом цены, так и без него.
Пробегитесь по первым столбцам таблицы, где отражена резервная емкость новеньких батарей. В скобках мы даем реальный «объем» электричества, за который платит покупатель. По аналогии с заправкой: просишь залить полный бак, а заправщик плеснул только на донышко. Но есть и разница: «ошибка» АЗС ни к чему страшному не приведет, а вот разряженная батарея, как говорят профи, «прокиса¬ет». Зачастую это необратимо: она теряет емкость и утрачивает работоспособность. Мы-то были к этому готовы, поэтому перед началом испытаний, как обычно, зарядили все АКБ под завязку. И вам надо так поступать, прежде чем ставить аккумулятор на машину.
Теперь о «переплатах» за бренд. Чуда не произошло: все малоизвестные батареи дружно скопились в нижней части таблицы. Самое обидное, что цены на многие из них вовсе не копеечные. А первую половину таблицы за¬полнили знакомые имена - на них мы и советуем ориентироваться.
Резервная емкость. Показывает, долго ли про-держится автомобиль со всеми включенными энерго-потребителями (фары, стеклоочистители, система вентиляции), если у него испортился генератор. Измеряется в минутах. Чем выше результат, тем лучше.
Приведенная энергия пуска заявленным током. Характеризует энергию батареи в пусковом режиме. Измеряется в килоджоулях. Чем выше результат, тем лучше.
Приведенная энергия пуска единым током при-18 и -29 °С. Позволяет сравнить токовые характеристики всех батарей в одинаковых условиях вне зависимости от их паспортных данных. Говоря попросту, чем выше энергия, тем, при прочих равных условиях, в запасе больше попыток уверенного пуска мо¬тора. Измеряется в килоджоулях. Чем выше результат, тем лучше.
Прием заряда при постоянном внешнем напряжении. Показывает способность батареи восстанавливаться после глубокого разряда.
На практике батарея, которая лучше других принимает заряд, будет быстрее заряжаться и при поездках. Все батареи выдержали испытание.
Примечание. Технические измерения проводили специалисты НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобороны России. Результаты испытаний относятся к конкретной выборке батарей и не могут служить характеристикой всей одноименной продукции в целом.
Чтобы определить лидеров и аутсайдеров, мы ввели балльную систему оценки. В каждом виде испытаний брали лучший и худший результаты и присваивали им соответ¬ственно пять баллов (максимум) и один балл (минимум). Каждый из остальных участников получал промежуточный балл, пропорциональный своему положению между лидером и аутсайдером. К примеру, если при замере резервной емкости лидер показал результат 112 минут, а аутсайдер - 78, то участнику с результатом 87 минут достается 2,06 балла. При отказе батареи в том или ином виде испытаний она получает 0 баллов.
Суммарный балл по итогам замеров - это среднее арифметическое пяти промежуточных оценок. Затем мы делили его на цену аккумулятора, после чего вновь приводили к пятибалльной шкале. Таким образом, итоговая оценка - это, по сути, соотношение цены и качества.
Вне конкуренции в наших испытаниях ока-зались батареи Tyumen Battery Premium и Varta Blue Dynamic. С учетом гораздо более привлекательной цены на вершину поднялась «си-бирячка». Если бы мы не принимали во внимание цены, первой стала бы Varta. Впрочем, у «иностранки» есть еще одно парадоксальное преимущество перед российской батареей: ее легче найти в продаже. Звучит нелогично, но это так, причем не только в Москве.
Вывод? Нельзя приобретать аккумулятор, глядя только на ценник. Экономия может выйти боком. Лучше потратьте немного времени на то, чтобы ознакомиться с результатами нашей экспертизы. Удачной покупки и стабильного напряжения в бортсети!
Первым делом определяемся с размерами аккумулятора. Он должен гарантированно уместиться на своем рабочем месте - в моторном отсеке или багажнике. Одновременно определяем полярность. Тут поможет старая батарея: смотрим - плюс справа или слева? Часто длина проводов не позволяет подключать батарею «не той» полярности.
При выборе марки АКБ мы настоятельно рекомендуем руководствоваться списком наших победителей последних лет. Не ведитесь на низкую цену - филантропов на рынке не бывает. Бренд определяет стоимость. Как правило, при одних и тех же габаритах серьезные фирмы предлагают аккумуляторы разной энергоемкости (к примеру, разные заявленные амперы и ампер-часы). Лучше брать по максимуму, пусть это и немного дороже.
Не стоит приобретать изделия, у которых на этикетках или в паспорте указаны единицы типа «А/ч». Это говорит о технической неграмотности их составителей и вызывает сомнения в качестве.
Купленную батарею в обязательном порядке НУЖНО зарядить. После заряда и выдержки (хранение отключенной от зарядного устройства аккумуляторной батареи) в течение 10-15 часов напряжение должно составлять 12,5-12,7 В. Если измерить сразу после заряда, то показатели могут значительно превышать реальное напряжение разомкнутой цепи.
Exice, Корея
Ориентировочная цена 4900 Р
Заявленная емкость 60 А ч
Заявленный ток 500 А
Измеренная/заявленная масса 13,63/13,99 кг
Газоотвод центральный
Контроль уровня электролита
Думается, что название батареи должно напоминать покупателю известный бренд Exide - разница в одной буковке. Отсюда, пожалуй, и высокая цена. Однако корейская батарея оказалась хиленькой: все оценки ниже двух баллов. А при -29 °С она запросила пощады: напряжение просело ниже положенных 6 В. С учетом цены - последнее место в многоборье.
|
Thor 56031, Корея
Ориентировочная цена 4500 Р
Заявленная емкость 60 А ч
Заявленный ток 510 А
Измеренная/заявленная масса 14,03 кг/не указана Газоотвод центральный
Контроль уровня электролита Слабенькая «энергетика» не сдюжила на русском морозе: через 15 секунд мучений напряжение резко снизилось - всё, приехали. Резервная емкость никудышная. Завышенная цена лишь усилила негативный эффект. Предпоследнее место.
|
Solite, Корея
Ориентировочная цена 5000 Р
Заявленная емкость
(резервная емкость) 62 А ч (105 мин.)
Заявленный ток 600 А
Измеренная/заявленная масса 13,54 кг/не указана Газоотвод центральный
Контроль уровня электролита Эту батарею мы купили, увидев запредельный для негромкого бренда ценник. А вдруг это новый лидер рынка? Но на морозе напряжение быстро просело ниже положенного, а соотношение цены и качества определило место в хвосте таблицы.
|
|
|
|
Cobat 55.0 L, Россия
Ориентировочная цена 3110 Р
Заявленная емкость 55 А ч
Заявленный ток 460 А
Измеренная/заявленная масса 13,6/15,0 кг
Газоотвод центральный
Контроль уровня электролита
|
Курский Аккумулятор
Заявленный ток 420 А
Измеренная/заявленная масса 12,95/15,8 кг
Газоотвод центральный
Контроль уровня электролита через пробки
Как всё хорошо началось... Цена - всего 3000 рублей.
И даже указана резервная емкость в минутах. Но потом карета превратилась в тыкву: оценки ниже двойки плюс отказ через четыре секунды работы на морозе - напряжение ниже 6 В.
|
Подольские аккумуляторы 6СТ-55 N. Россия
Ориентировочная цена 2610 Р
Заявленная емкость 55 А ч
Заявленный ток 420 А
Измеренная/
заявленная масса 12,42/15,8 кг
Газоотвод центральный
Контроль уровня
На морозе электричество кончилось
|
SilverStar
Plus 6CT-60L (0), Россия Ориентировочная цена Заявленная емкость 60 А ч Заявленный ток 520 А Измеренная/заявленная масса 14,05/16,95 кг Газоотвод центральный Контроль уровня электролита через пробки После взвешивания всё стало ясно - не хватает почти 3 кг. Через девять секунд работы на морозе батарея померла: напряжение упало ниже 6 В. К тому же эта батарея еще и заряд принимает хуже всех. |
Standart 6CT-55.0VL, Россия Ориентировочная цена Заявленная емкость Заявленный ток Измеренная/ заявленная масса 12,8/15,0 кг Газоотвод центральный Контроль уровня электролита через пробки Цена приемлемая, но, похоже, сэкономили опять-таки на свинцовых пластинах. При -29 °С батарея не сдюжила: напряжение просело ниже «ватерлинии». Впрочем, исходная резервная емкость тоже не внушала оптимизма: всего 11 минут! Потому хоть и не последнее, но все-таки несчастливое место. |
Solo АкТех SLE-062AA-1, Россия Ориентировочная цена 3250 Р Заявленная емкость 62 А ч Заявленный ток 550 А Измеренная/заявленная масса 14,63/15,8 кг Газоотвод через пробки Контроль уровня электролита через пробки Всего 17 минут исходной резервной емкости. Причина очевидна: продавцы батарею не обслуживали! Зарядив, мы вернули ее к жизни. Взвешивание показало нехватку свинца. Уже через семь секунд работы на морозе батарея отказалась сотрудничать. |
Аком 6CT-60VL, Россия Ориентировочная цена 4200 Р Заявленная емкость 60 А ч Заявленный ток 520 А Измеренная/заявленная масса 14,25/15,5 кг Газоотвод центральный Контроль уровня электролита через пробки Цена высокая, а свинца за эти деньги явно мало. Холодов батарея боится: выдать приличные джоули на морозе не смогла, продержавшись 17 секунд вместо обещанных тридцати. В общем, не понравилась. |
Bosch S4 005, страна изготовления не указана______ Ориентировочная цена 4750 Р Заявленная емкость 60 А ч Заявленный ток 540 А Измеренная/заявленная масса 13,35 кг/не указана Газоотвод центральный Контроль уровня электролита - Уже который год приходится писать про Bosch одно и то же: именитый бренд ничем не удивил. Скромное место в середине таблицы, ни одного запоминающегося результата. Батарея не провалилась, но и не привлекла внимание. Цена высокая, а энергии маловато. |
Bars
Silver 6СТ-60АПЗ, Казахстан Ориентировочная цена 2900 Р Заявленная емкость 60 А ч Заявленный ток 500 А Измеренная/заявленная масса 13,31/15,7 кг Газоотвод центральный Контроль уровня электролита через пробки Очень привлекательная цена. И тот же вопрос: а где свинец? Слишком легкое изделие приехало из Казахстана. Нехватка свинца быстро аукнулась: на морозе батарея получила «баранку», поскольку не сумела выдать положенную энергию. |
Ориентировочная цена 4100 Р Заявленная емкость 64 А ч Заявленный ток 570 А Измеренная/заявленная масса 17,05/16,8 кг Газоотвод через пробки Контроль уровня электролита через пробки Самая тяжелая батарея в тесте: свинца на нее не пожалели. Но от провала батарею спасло чудо: на момент приобретения «в ней» было всего лишь всего 14 минут резервной емкости. Хорошо, что экспертам после заряда удалось вернуть ее к жизни. На этом фоне показанные результаты можно считать отличными. Но цена не понравилась. |
TAB
Polar B60HV, Евросоюз Ориентировочная цена 4500 Р Заявленная емкость 60 А ч Заявленный ток 600 А Измеренная/заявленная масса 13,73/14,4 кг Газоотвод центральный Контроль уровня электролита через пробки Этот бренд всегда выглядел достойно. Так и сейчас: высокий заявленный ток батарея выдает исправно, мороза не боится. Могло быть и лучше, но батарею явно не подзаряжали в магазине - об этом говорит исходная резервная емкость. |
Tyumen
BatBear 6CE-55LA, Россия Ориентировочная цена 3500 Р Заявленная емкость 55 А ч Заявленный ток 450 А Измеренная/заявленная масса 13,95/14,3 кг Газоотвод центральный Контроль уровня электролита через пробки Сибирский «медведь» прочно обосновался на шестом месте и по характеристикам, и с поправкой на цену. Резервная емкость при покупке оказалась совсем маленькой - видимо, батарея долго лежала на складе. Типичная ситуация: продавцы не любят следить за батареями. |
Зверь 6СТ-60 1.3У, Россия Ориентировочная цена 4100 Р Заявленная емкость 60 А ч Заявленный ток 600 А Измеренная/заявленная масса 15,67/16,4 кг Газоотвод центральный Контроль уровня электролита Батарея честно выдала обещанное, включая солидные 600 А. Путь на более высокое место преградила цена: дороговато для российского изделия! |
Medalist Standard риентировочная цена Заявленная емкость Заявленный ток Измеренная/заявленная масса Газоотвод Контроль уровня электролита Победитель многочисленных экспертиз прошлых лет сегодня переживает не лучшие времена. Бренд уходил с нашего рынка, потом вновь вернулся. Поэтому четвертое место - это, конечно же, успех. Заметим, что на пьедестал «медалиста» не пустила слишком высокая цена. |
Mutlu Silver ETN-563, Турция Ориентировочная цена 3520 Р Заявленная емкость 63 А ч Заявленный ток 550 А Измеренная/заявленная масса 15,3/15,6 кг Газоотвод центральный Контроль уровня электролита В тройку призеров «турчанку» вывела сравнительно невысокая цена. Если судить только по электрическим параметрам, то она была бы пятой. Но соотношение цены и качества помогло обойти конкурентов. Впрочем, этот бренд всегда был в группе лидеров. |
Varta
Blue Dynamic, страна изготовления не указана____ Ориентировочная цена 4550 Р Заявленная емкость 60 А ч Заявленный ток 540 А Измеренная/заявленная масса 14,78 кг/не указана Газоотвод центральный Контроль уровня электролита Две номинации выиграны, в трех - серебро. Без учета цены Varta стала бы первой, поскольку на доли балла опередила тюменскую батарею. Но полуторная разница в цене отодвинула ее в итоге на второе место. |
Tyumen
Battery Premium 6СТ-64, Россия Ориентировочная цена 3000 Р Заявленная емкость 64 А ч Заявленный ток 590 А Измеренная/заявленная масса 16,6/17,2 кг Газоотвод центральный Контроль уровня электролита через пробки «Сибирячка» победила в трех номинациях, еще в двух была второй. В финале на первое место батарею вывел ценник - Varta гораздо дороже. Остальные участники отстали по параметрам довольно сильно. Кстати, это одна из самых тяжелых батарей в нашей выборке: без свинца о золоте не мечтают. |
За Рулем 2016
Тест аккумуляторов 2021 3 года назад мы уже публиковали распил аккумуляторных батарей от ютуб-канала «Честный аккумуляторщик». Летом 2021 года а... | |
Тест аккумуляторов За Рулем 2019 Десять аккумуляторов - и все именитых брендов. Именно поэтому нас так удивили полученные результаты. Похоже, что аккуму... | |
Тест АКБ от За Рулем 2019 года Если проводившиеся с 2004-го года тесты касались аккумуляторов одного класса, то новый экспертный тест был направлен на ... | |
Тест супердешевых АКБ: распил Опытный аккумуляторный мастер Сергей устал от гневных обращений автовладельцев по поводу аккумуляторов, которые отказыва... |