Десять аккумуляторов - и все именитых брендов. Именно поэтому нас так удивили полученные результаты.
Похоже, что аккумуляторные батареи традиционной конструкции еще долго будут править бал. Еще недавно мы предсказывали, что их потеснят более продвинутые аккумуляторы, сделанные по технологии AGM. Но по экономическим причинам производители решили не заменять поголовно древние батареи более продвинутыми. Нецелесообразность такой рокировки подтвердили и результаты нашего спецтеста, где мы сопоставили АКБ пяти различных типов (№ 10, 2019).
Поэтому для традиционной ежегодной экспертизы мы накупили «европеек» с жидким электролитом и габаритами 278 х 175 х 190 мм. Такие батареи - из числа самых популярных в России, подходят как для большинства бюджетных машин, так и для моделей ценой в несколько миллионов рублей.
Обычно мы собирали более многочисленную компанию, но на сей раз решили не брать «мальчиков для битья». Однако наряду с известными брендами есть и новичок - южнокорейская батарея Сепе. Ее делают на том же заводе Delkor, где выпускали аккумуляторы Medalist, неоднократно побеждавшие в наших испытаниях. Сегодня батареи Medalist производят еще и в Турции, но у нас на тесте присутствует именно корейская продукция. Итак, четыре «россиянки» против шести «иностранок». Самая дешевая батарея - тюменская: 4000 рублей. Самая дорогая -корейская Сепе: 7300 рублей.
В основе программы испытаний - проверка энергетических возможностей батарей на морозе: при -18 и -29 °С. Для российских условий эксплуатации это самые важные показатели. Кроме того, оценили резервную емкость всех батарей как в состоянии поставки, так и после полной зарядки. Первый параметр говорит о порядочности продавца: все батареи продавались как гарантийные, но это не означает, что за ними кто-то ухаживал. Второй параметр - это реальный запас энергии в АКБ, именно его мы учитывали при распределении мест. Всего проверяли четыре энергетических показателя.
Ради интереса сравнили способность батарей принимать зарядный ток, оценивая их восстановление после глубокого разряда. А чтобы оценить выгоду от покупки той или иной батареи, пересчитали набранные аккумуляторами баллы с учетом их цены - получилась новая табель о рангах по соотношению цены и качества.
Поначалу всё шло очень гладко. Резервная емкость у батарей оказалась неплохой - выше ста минут. В экспертизах прошлых лет большинство результатов было скромнее. Но резервная емкость, как известно, проверяется в тепличных условиях: при скромном токе 25 А и температуре 25 °С. А что будет при трехзначных токах да на морозе?
Тревожные нотки прозвенели сразу. Titan при оценке тока холодной прокрутки на первых же замерах просел ниже 7 В - нехороший симптом. Испытывай мы аккумуляторы в строгом соответствии с ГОСТом, батарею сняли бы с пробега: всё, что ниже 7,2 В, - это прокол. Но мы решили закрыть на это глаза - может быть, батарея очухается.
Сразу две батареи - Зверь и Актех -отказались выдавать заявленный ток в течение 30 секунд. И это при температуре всего лишь -18 °С.
Так в таблице результатов появились первые «баранки». При проверке единым током Актех снова не сдюжил. А когда температуру снизили до -29 °С, отказала половина батарей! Titan и Актех скисли в первую же секунду, Зверь и Bosch - через 11 и 18 секунд соответственно, a Mutlu - через 24 секунды. Вот тебе и новенькие батареи!
Только половина из протестированных аккумуляторов проявила готовность поделиться запасенной энергией. Лучшими при этом оказались изделия южнокорейского завода Delkor - неоднократный призер наших соревнований Medalist и новичок Сепе. Третье место уверенно заняла тюменская батарея, вновь подтвердившая свой высокий уровень. К сожалению, это единственная «россиянка», добравшаяся до подиума.
Мы пересчитали итоговые показатели с учетом цен АКБ. Результаты теста АКБ оказались предсказуемыми: параметр «цена/качество» с огромным запасом вывел на первое место тюменскую батарею. Второй оказалась Varta, а бронзу забрал себе Medalist.
Резервная емкость показывает, долго ли продержится батарея при езде со всеми включенными энергопотребителями (фары, стеклоочистители, печка), если испортился генератор. Измеряется в минутах. Чем выше результат, тем лучше.
Лучший результат показала Tyumen Battery Premium: 143 минуты. Худший - у батареи Titan Standart: 116 минут.
О Приведенная энергия пуска заявленным током характеризует энергию батареи в пусковом режиме. Измеряется в килоджоулях (кДж). Чем выше результат, тем лучше.
Сначала батарею разряжают заявленным током холодной прокрутки (1Хп) в течение 30 секунд, затем регистрируют напряжение (Изо) на ее выводах. После 20-секундной паузы батарею разряжают током, равным 60 % от заявленного тока холодной прокрутки, до тех пор, пока напряжение на выводах не снизится до 6,0 В. Время разряда (tb) фиксируют. Приведенную энергию пуска подсчитывают по формуле:
Е = 0,3 Ixn (Ubo-6,0) t6.
Лучший результат показал Medalist: 27,6 кДж. Худший - у батарей Зверь и Актех: даже 30 секунд не продержались.
О Приведенная энергия пуска единым током при -18 °С. Позволяет сравнить токовые характеристики всех батарей в одинаковых условиях вне зависимости от их паспортных данных. Измеряется в килоджоулях (кДж). Чем выше результат, тем лучше.
Сначала батарею разряжают током 680 А в течение 30 секунд и регистрируют напряжение на ее полюсных выводах (11зо). После 20-секундной паузы батарею разряжают током 408 А до тех пор, пока напряжение на выводах не снизится до 6,0 В. Время разряда (te) фиксируют. Приведенную энергию пуска подсчитывают по формуле:
Е = 204 (изо-6,0) te.
Лучший результат показал Сепе: 29,6 кДж. Худший - у батареи Актех, не продержавшейся и 30 секунд.
О Приведенная энергия пуска единым током при -29 °С. Всё аналогично предыдущим испытаниям, за исключением температуры (-29 вместо -18 °С). Измеряется в килоджоулях (кДж). Чем выше результат, тем лучше.
Лучший результат - у Сепе: 3,2 кДж. Худший - у батарей Зверь, Mutlu, Bosch, Актех и Titan, которые не продержались даже 30 секунд.
О Прием заряда при постоянном внешнем напряжении. Показывает способность батареи восстанавливаться после глубокого разряда. Лучше других принимает заряд Varta Blue Dynamic: 25,97 А. Наименьший зарядный ток - у батареи Актех: 19,27 А.
Примечание. Технические измерения проводили специалисты НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобороны России. Результаты испытаний относятся к конкретной выборке батарей и не могут служить характеристикой всей одноименной продукции в целом.
Вне конкурса решили проверить, хорошо ли полностью разряженные батареи принимают зарядный ток. Напряжение зарядного устройства при этом составило 14,4 ± 0,05 В. Способность восстанавливаться -это тоже критерий качества батареи, пусть и косвенный. Что ж, имена всё те же: лучше других это делает Varta, чуть отстала от нее Tyumen, третьим стал Medalist. Замыкают таблицу Зверь и Актех.
РАССТАНОВКИ ПО МЕСТАМ ЗА РУЛЕМ
В испытаниях каждого вида брали лучший и худший результаты и присваивали им соответственно 5 баллов и 1 балл. Остальные участники получали промежуточные оценки согласно расположению между лидером и аутсайдером. К примеру, если при замерах резервной емкости лидер показал результат 143 минуты, а аутсайдер -116 минут, то участник с результатом 118 минут получал 1,30 балла. Если АКБ проваливала экзамен, то ее оценка - 0. Итоговый балл - это среднее арифметическое четырех промежуточных оценок.
В таких случаях принято говорить: сегодня не твой день! Батарея ни разу не смогла выдать ток холодной прокрутки, показала худший результат по приему заряда и уверенно оказалась последней как с учетом цены, так и без нее. Незачет!
Батарея хорошо принимает заряд, но на этом ее достоинства иссякают. Самая низкая резервная емкость, худший результат при проверке заявленным током, отказ при температуре -29 градусов. В итоге - уверенное второе место от конца.
Бошевские батареи почти никогда не удивляли нас высокими показателями. Так и здесь: худший результат при проверке единым током, отказ при -29 градусах, неважный прием заряда. Хвалить не за что.
Турецкая батарея огорчила: она всегда ходила в крепких середняках, но в этот раз скисла при -29. Седьмое место из десяти - как с учетом, так и без учета цены.
Батарея показала неплохую резервную емкость, и это спасло ее от более низкого места. Заявленный ток не выдала, при - 29 померла, ток заряда один из самых низких.
Высокая резервная емкость, неплохо выдает ток холодной прокрутки, лучший прием заряда. В целом - неплохо. А по соотношению цена и качество и вовсе уступила только тюменской батарее.
Самое обидное место в спорте - четвертое. Но батарея уступила достойным конкурентам. Замечаний нет - рекомендуем.
Как всегда, очень хорошо выступила "россиянка" из Тюмени. лучшая резервная емкость. Хорошо принимает заряд. Первое место по соотношению цена/качество. Рекомендуем.
Южнокорейский новичок уступил лидеру сотые доли балла. батарея стала лучшей по результатам замера единым током. Первого месте ее лишил излишне заявленный ток. Рекомендуем.
Очень высокая резервная емкость, лучший результат при проверке заявленного тока... и победа в многоборье. По соотношению цены и качества кореец остался третьим - тоже хорошо. Поздравляем и рекомендуем.
Советуем изучить список победителей наших экспертиз за последние годы: испытаний такого уровня, кроме нас, не проводит никто. И напомним основные параметры, которые надо учитывать при покупке АКБ.
Габариты АКБ должна уместиться на штатном месте - под капотом, в багажнике или под полом. Полярность. На большинстве автомобилей разместить батарею с иной полярностью не удастся - не хватит длины проводов. Проще всего перед покупкой сфотографировать старую батарею, чтобы точно знать, где должен быть «плюс», а где «минус». Цена. Бренд обычно определяет и цену. Заявленные электрические параметры - ток и емкость - диктуются габаритами. Не обращайте внимания на «специалистов», которые будут говорить про нежелательность «излишних» амперов или ампер-часов. Выбрали? Не забудьте перед установкой на машину зарядить батарею, а при установке - надежно ее закрепить. Вибрации ускоряют механическое разрушение пластин.
Тест аккумуляторов 2021 3 года назад мы уже публиковали распил аккумуляторных батарей от ютуб-канала «Честный аккумуляторщик». Летом 2021 года а... | |
Тест аккумуляторов За Рулем 2019 Десять аккумуляторов - и все именитых брендов. Именно поэтому нас так удивили полученные результаты. Похоже, что аккуму... | |
Тест АКБ от За Рулем 2019 года Если проводившиеся с 2004-го года тесты касались аккумуляторов одного класса, то новый экспертный тест был направлен на ... | |
Тест супердешевых АКБ: распил Опытный аккумуляторный мастер Сергей устал от гневных обращений автовладельцев по поводу аккумуляторов, которые отказыва... |
В чем же дело? И что это за "Приведенная энергия пуска", к чему она приводит? Таковой термин смог обнаружить только в тестах ЗР, среди 114 терминов, определенных ГОСТ 15596-82 "ИСТОЧНИКИ ТОКА ХИМИЧЕСКИЕ Термины и определения" его нет.
В статье "приведенная энергия" орпделена как Е = 0,3∙Iхп∙ (U30—6,0)∙t6, где Iхп - ток холодной прокрутки, которым разряжают аккамулятор в течении 30 секунд, U30 -напряжение в конце этого разряда, затем, через 20 секунд аккумулятор продолжают разряжать уже током в 60% от Iхп до 6в, а t6 -время этого разряда.
Энгергию, отданную аккумулятором во время второй части разряда можно посчитать точно (назовем её просто энергией пуска). Если положить, что напряжение при разряде постоянным током изменяется линейно до 6 В, то среднее наряжение во время разряда равно (Uн+6)/2, где Uн - напряжение, измеренное в начале разряда током 0,6∙Iхп, а энергия пуска, выделенная аккумулятором за время t6 этого разряда равна:
E = 0,6∙Iхп∙t6∙(Uн+6)/2
Но вернемся к формуле "приведенной энергии пуска". Раскроем скобки:
Е = 0,3∙Iхп∙ U30∙t6—0,3∙Iхп∙6,0∙t6.
Первая часть этой разности действительно пропорциональна энергии, выделенной аккумулятором в течении разряда до 6в и вполне годится для сравнения (если считать, что начальное напряжение разряда пропорционально напряжениею окончания разряда холостой прокрутки U30). Но затем из нее вычитается величина, пропорциональная только времени этого разряда! Ведь 0,3∙Iхп∙6,0 величина постоянная. То есть, чем дольше аккумулятор крутит стартер, тем больший штраф на него накладывается,что, согласитесь, нелепо.
Если пересчитать с учетом изложенного рейтинги сравниваемых аккумуляторов, заменив "приведенную энергиюпуска" просто "энергией пуска", то тюменский окажется лидером по всем показателям, что, конечно, приятно.