Если проводившиеся с 2004-го года тесты касались аккумуляторов одного класса, то новый экспертный тест был направлен на сравнение характеристик АКБ различных классов, чтобы определить целесообразность переплаты за более дорогостоящие модели.
В ноябре вышел новый тест АКБ 2019 от журнала За Рулем.
Если раньше свинцово-цинковые аккумуляторы были практически единственным из существующих вариантов, то сегодня в продаже появилось достаточно много моделей, выполненных на основе иных технологических решений. Среди последних можно выделить AGM-аккумуляторы, имеющие в составе стекловолоконный абсорбент, EFB-аккумуляторы, отличающиеся от стандартных моделей особенностями сепаратора. Среди новинок стоит выделить еще батареи AGM TPPL, предусматривающие наличие свинцовых решеток без наличия в составе металла различных примесей. Вместе с этим традиционные свинцово-кислотные аккумуляторы имеют деление на: обслуживаемые и нет.
Таким образом, в магазинах представлено в продаже пять основных разновидностей аккумуляторных батарей.
Среди основных преимуществ батарей, созданных на основе новых технологий, называется повышенная удельная энергоемкость. Если обычные АКБ демонстрируют не больше 30-40Втч/кг, то новые до 50Втч/кг (для AMG TPPL – аккумуляторов). Различия идут и в сроках службы. Для простых моделей это до четырех лет, для технологии AGM уже пять-шесть лет в зависимости от условий эксплуатации, а для AMG TTPL показатель может доходить до 12 лет.
Новые технологии обеспечивают также меньшую самостоятельную разряжаемость и возможность эксплуатацию в режиме «старт-стоп». Вот только всегда ли все эти новомодные опции необходимы водителю, особенно в случаях, когда он эксплуатирует недорогой подержанный автомобиль. Есть ли смысл приобретать дорогостоящие аккумуляторы.
В процессе тестирования было выбрано пять моделей АКБ, обладающих примерно идентичными массогабаритными параметрами и ампер-часами емкости. Наиболее простым оказался Tyumen 6CT-70L отечественного производства. Среди необслуживаемых моделей выбор пал на Medalist SMF 57412. Среди новых моделей в тестах участвовали Monbat AGM 570 901076 (AGM), Moll EFB 82070 (EFB) и Odyssey 34/78 PC1500 (AGM TPPL). Параметры устройств представлены ниже в табличной форме.
Необходимо признать, что проводимые испытания не способны обеспечить информацию о реальном ресурсе АКБ. Заявленные производителей параметры известны каждому, а реальное тестирование потребует нескольких лет эксплуатации, за время которых на рынке появятся новые, более современные модели АКБ.
Например, аккумуляторы, использовавшиеся во время тестирования в 2018-м году, продолжают эксплуатироваться до настоящего времени, проходя всевозможные тестовые испытания. При этом поведение батарей по прошествии года оказывается практически идентичным.
Многие водители зачастую для себя устанавливают зависимость между ресурсом и величиной саморазряда. Это мнение ошибочно. Практика показывает, что склонность к разрядке аккумуляторов в границах одного типа оказывается примерно идентичной. В целом стандартные свинцово-кислотные АКБ теряют за месяц около 5% своего заряда. Для AGM-батарей этот показатель уже не превышает 2%. Тем не менее, токи утечки будут в любом случае меньше, чем размер потребляемой электроэнергии во время стоянки автомобиля. У отдельных моделей такое потребление достигает 0,1А. Соответственно именно исходя из таких условий, и следует проводить тестирование источников питания.
Никаких рейтингов при этом делать не имеет смысла, так как модели представляют собой изделия различных ценовых сегментов, и их сравнивание друг с другом является не совсем объективным.
Для определения уровня разрядки батарей применялось три режима:
Еще перед началом испытаний мало кто сомневался в возможностях старенькой модели Tyumen 6CT-70L, в которую еще можно самому доливать электролит, соперничать с новейшей батареей Odyssey 34/78 PC1500, впитавшей в себе самые современные технологические решения.
В свою очередь технология тестирования оставляла «старичку» определенные шансы, ведь никаких режимов «старт-стоп» не использовалось.
Результаты же действительно удивили. Записной фаворит Odyssey 34/78 PC1500 При нагрузке в 80мА уже через десять суток мало чем отличался от других участников теста, изначально имея более высокие характеристики емкости. Уже через 20 с лишним дней аккумулятор оказался в числе аутсайдеров, а на 36 день его показатели составляли всего лишь 5,6В или хуже всех.
На полную разрядку модели Moll потребовалось 37 суток, а сразу за ним разрядился Metalist, причем он до этого держал 11,46В, но затем резко просел сразу вдвое, до показателя в 5,65В. Модель Monbat AGM 570 901076 (AGM) продержалась в тесте в течение 42 дней. Столько же дней продержался в тесте и Tyumen, причем он сохранял необходимый ток на несколько часов дольше. Удивительно, но лучшие результаты были показаны самыми простыми батареями, записанными всеми к числу технологически устаревших моделей.
Следующая часть теста проводилась под нагрузкой в 25А. Модель Monbat AGM смогла продержаться только 1 час 36 минут, всего на 1 минуту больше хватило АКБ Moll. Победителем теста оказался аккумулятор Tyumen 6CT-70L, сумевший продержаться рекордные 125 суток. Аккумулятор на основе технологий AGM TPPL показал 116 суток, вполне неплохо, но проиграл то он «старичку».
Последняя часть теста была проведена при нагрузке в 60А. Первым из соревнования выбыл Monbat AGM 570 901076, которому не помогли современные AGM-технологии. На полную разрядку потребовалось всего 33 минуты. Через 34 минуты прекратил работу АКБ Moll на основе технологии EFB. Дальше полностью разрядился Medalist, а за ним и Odyssey. Победителем с отрывом в несколько минут стал все тот же Tyumen.
Результатом тестов стала победа за явным преимуществом бюджетной Tyumen. Обслуживаемый АКБ показал себя лучше всех в каждом из трех проведенных испытаний. Таким образом, стоимость батареи не играет практически никакой роли, и недорогая модель оказалась значительно более устойчивой, чем более дорогостоящие и современные образцы.
Получается, что устаревшие технологии прошлого века сильнее новинок. Аналогичные результаты пару лет назад были достигнуты и среди стеклоочистителей. Тогда тестирование показало, что от цены их работа не зависит, и результаты остаются примерно идентичными. Конечно, для современных авто, обладающих системой «старт-стоп», лучше купить AGM-аккумулятор, в то время как для простых отечественных авто нет никакого смысла переплаты, и простой свинцово-кислотный аккумулятор вполне справится с возложенными на него обязанностями.
Тест аккумуляторов 2021 3 года назад мы уже публиковали распил аккумуляторных батарей от ютуб-канала «Честный аккумуляторщик». Летом 2021 года а... | |
Тест аккумуляторов За Рулем 2019 Десять аккумуляторов - и все именитых брендов. Именно поэтому нас так удивили полученные результаты. Похоже, что аккуму... | |
Тест АКБ от За Рулем 2019 года Если проводившиеся с 2004-го года тесты касались аккумуляторов одного класса, то новый экспертный тест был направлен на ... | |
Тест супердешевых АКБ: распил Опытный аккумуляторный мастер Сергей устал от гневных обращений автовладельцев по поводу аккумуляторов, которые отказыва... |