Опытный аккумуляторный мастер Сергей устал от гневных обращений автовладельцев по поводу аккумуляторов, которые отказываются заводить двигатель в мороз, и решил в одиночку (с оператором) провести тест-разоблачение дешевых аккумуляторов. Наболело…
Почему одни аккумуляторы с емкостью 60 Ач стоят 2400 рублей, а другие 5500 рублей? В чем же здесь подвох?
По сути, Сергей сделал то, о чем знали все профессиональные аккумуляторщики, но боялись публично раскрыть этот коварный заговор нечестных на руку производителей аккумуляторных батарей.
Однажды утром, Сергей, скопив денег пошел в «Ленту», купил там на сдачу с колбасы АКБ Автофан, зашел на рынок за АКБ Спарк и в аккумуляторный магазин у дома, где приобрел АКБ Батбир. Автофан произведен на заводе Аком (Жигулевск, самарской области), Спарк (Свирск, Иркутская область) на заводе Актех, Batbear на заводе Алькор (Тюмень, тюменская область).
Все аккумуляторы, судя по характеристикам на этикетке, являлись идентичными с разницей лишь в пусковом токе. Так пусковой ток у Автофана заявлен 470 А, у Спарка 480 А, у Батбира 500 Емкость всех батарей 60А/ч. А. цена на данные батареи следующая: Автофан – 2600 рублей, Спарк – 2400 рублей, BatBear – 3500 рублей. «Ага, скажут внимательные автомобилисты, - попахивает мухлежом в стиле журнала «За рулем», цена то существенно отличается, BatBear, то вон какой дорогой». Но нет. Никакого мухлежа здесь нет, никто не собирается выявлять из них лучшую - это уже и в магазине без теста понятно. Задача теста выявить существенное отличие между дешевыми (Tyumen Batbear) и супер дешевыми батареями (Автофан, Спарк), а также донести до потребителя, что скупой платит трижды.
По методике тестов, батареи должны пройти следующие дисциплины: измерение напряжения, взвешивание, изменение емкости путем разрядки, подсчет пластин, измерение толщины пластин, измерение габаритов пластин.
Все измерения представлены в виде таблицы в конце теста. Стоит также отметить, что все батареи были свежими, не было батарей с перебитой датой выпуска и залежавшихся на складе у поставщика 2 года. Автофан произведен 10.18, Спарк 08.18, BatBear 08.18.
Для измерения напряжения использовался простой вольтметр.
Автофан показал 12,78 В, Спарк – 12,80 В, BatBear – 12,81 В. То есть все испытуемые образцы имеют эталонную заводскую зарядку и не требуют дополнительного вмешательства перед установкой на автомобиль.
Для измерения веса были использованы бытовые весы Tefal, на которых Сергей взвешивался по утрам.
Результаты измерений:
Автофан – 13,1 кг.
Спарк – 13,4 кг.
Батбир – 14,3 кг.
Сразу в глаза бросается разница в весе у супердешевых батарей и эталонного Батбира – она составляет около 1 кг. Стоит сразу раскрыть главный секрет – очевидно, что низкая цена у Автофана и Спарка, не потому что «честная», а потом что сэкономили на свинце. Чистый свинец, используемый в АКБ – не дешевый. Это не просто разбитый старый аккумулятор, переплавленный в консервных банках на костре в брикеты. А высокотехнологичный продукт, состоящий из специальных свинцовых пластин, которых в Автофане и Спарке по всей видимости на порядок меньше, чем должно быть.
Для измерения емкости батарей Сергей раздобыл устройство тестового разряда УТР-1, которое по заданным параметрам разряжает батарею и определяет ее емкость. Прибор определяет емкость путем разрядки определенным током, измеряет количество часов разрядки и определяет емкость АКБ. Так батарея 60 Ач должна током в 3А разряжаться 20 часов или током в 6 А 10 часов. Было принято использовать ток в 3 А.
Прибор показал следующую емкость батарей:
Автофан – 44 Ач;
Спарк – 37 Ач;
БатБир – 60 Ач.
Тут мы раскроем еще один секрет. За хранение энергии отвечает объем активной массы, которая изготовлена с применением свинца. Чем ее больше, тем больше емкость батареи. Здесь, как правило, есть зависимость между весом АКБ и емкостью. Вот почему Камазовские АКБ на 190 Ач весят около 50 кг.
При проведении данного эксперимента все три батареи были аккуратно распилены. После вскрытия батареи не подлежат дальнейшему использованию и будут утилизированы.
Все стартерные 12ти вольтовые батареи состоят из шести банок. В каждой банке находится набор положительных и отрицательных электродов, разделенных конвертом-сепаратором. Чем больше электродов, тем выше ток холодного пуска и емкость батареи.
Итак, пилим и считаем.
Автофан – 5 положительных и 5 отрицательных электродов;
Spark – 5 положительных и 4 отрицательных электродов;
Tyumen Batbear – 6 положительных и 6 отрицательных электродов.
Суммируем и помножим на 6, чтобы определить суммарное количество электродов в АКБ:
Автофан – 60 электродов в АКБ;
Spark – 54 электродов в АКБ;
Tyumen Batbear – 72 электродов в АКБ.
Что и требовалось доказать, вот Вам и недостача в весе.
Данный метод является субъективным, так как у Сергея нет нужного оборудования, чтобы выразить жесткость пластин в цифрах.
Для сравнения брали положительную пластину, так как она переживает самые сильные нагрузки.
У Автофана пластина выполнена по технологии – путем литья, но, по мнению Сергея, сама ее структура тонкая, поэтому жесткостью пластина не блещет. А это значит, что такой электрод может удерживать на себе мало активного вещества. При этом из-за нагрузок, пластина будет больше подвержена деформации и активное вещество будет быстрее оплывать (осыпаться), превращая аккумулятор в пластиковый ящик со свинцом на дне.
У Спарка дела обстоят аналогично, при этом сам электрод выполнен по экспандерной технологии, то есть растяжки свинцовой ленты. Из-за этого пластина по жесткости напоминает сетку-рабицу – дряхлую и гибкую.
У БатБира пластина жесткая, поэтому она лучше и в большем объеме удерживает на себе активную массу. А значит, служит дольше и меньше теряет емкость в процессе эксплуатации.
Проведя сравнение дешевых и супердешевых аккумуляторов, становится понятно, почему возникает такая разница в цене. А то что написано на этикетке… на заборе тоже написано… По факту, когда Вы покупаете низкосортный АКБ на 60 Ач, Вы получаете в лучшем случае 45 Ач. Так может лучше тогда купить хорошую батарею, но на 55 Ач? Или для вас этикетка важнее, чем уверенный запуск двигателя. Не спорим, такие облегченные батареи способны в теплое время года запускать двигатель, но с первыми морозами с запуском начинаются трудности.
Сергей уверяет, что для определения качества батареи ее достаточно взвесить. Тут не согласимся, так как на сегодняшний день существуют устаревшие технологии, где для достижения пускового тока в продукт напихивают толстых пластин с низким качеством свинца. В этом случае батарея соответствует емкости, но вот токоотдача и саморазряд у таких батарей оставляет желать лучшего. Поэтому мы бы добавили еще одно испытание – на пусковой ток, благо сейчас есть приборы, которые его хоть и с погрешностью, но определяют. Поэтому при выборе надежного аккумулятора для своего авто нужно руководствоваться несколькими показателями. Или же обращаться в надежные магазины, которые дорожат своей репутацией и не будут пытаться продать Вам «летний» аккумулятор зимой.
Источник: Честный аккумуляторщик
Тест аккумуляторов 2021 3 года назад мы уже публиковали распил аккумуляторных батарей от ютуб-канала «Честный аккумуляторщик». Летом 2021 года а... | |
Тест аккумуляторов За Рулем 2019 Десять аккумуляторов - и все именитых брендов. Именно поэтому нас так удивили полученные результаты. Похоже, что аккуму... | |
Тест АКБ от За Рулем 2019 года Если проводившиеся с 2004-го года тесты касались аккумуляторов одного класса, то новый экспертный тест был направлен на ... | |
Тест супердешевых АКБ: распил Опытный аккумуляторный мастер Сергей устал от гневных обращений автовладельцев по поводу аккумуляторов, которые отказыва... |
a.kozlov@kbstvbg.ru.