Ангарск Архангельск Астрахань Балашиха Барнаул Белгород Благовещенск Братск Брянск Великий Новгород Владивосток Владикавказ Владимир Волгоград Волжский Вологда Воронеж Грозный Дзержинск Екатеринбург Зеленоград Златоуст Иваново Ижевск Иркутск Йошкар-Ола Казань Калининград Калуга Кемерово Киев Киров Комсомольск-на-Амуре Кострома Краснодар Красноярск Курган Курск Липецк Магнитогорск Махачкала Миасс Москва Мурманск Набережные Челны Нальчик Нефтекамск Нижневартовск Нижнекамск Нижний Новгород Нижний Тагил Новокузнецк Новороссийск Новосибирск Озерск Омск Орел Оренбург Орск Пенза Пермь Петрозаводск Подольск Псков Ростов-на-Дону Рязань Салават Самара Санкт-Петербург Саранск Саратов Севастополь Симферополь Смоленск Сочи Ставрополь Старый Оскол Стерлитамак Сургут Сыктывкар Таганрог Тамбов Тверь Тобольск Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Химки Чебаркуль Чебоксары Челябинск Череповец Чита Шадринск Шахты Южноуральск Якутск Ярославль
Аккумуляторы даром | Главный аккумуляторный портал страны / Тесты аккумуляторов

Тест аккумуляторов За рулем ноябрь 2013

Тест аккумуляторов из Журнала За Рулем (ноябрь 2013)

Свинцовые кружева

Экспертиза «европейских» АКБ на 60–66 А·ч | Габариты 242 × 175 × 190 мм | 27 моделей | Автор Михаил Колодочкин

  ПОБЕДИТЕЛИ ЗАРУЛЕВСКИХ ЭКСПЕРТИЗ
2013: «TYUMEN BATTERY Лидер», MUTLU, ROYAL
2012: VARTA, МEDALIST, topla
2011: МEDALIST, PANASONIC, TITAN
2010: МEDALIST, VARTA, «ЗВЕРЬ»
2009: VARTA, МEDALIST, а-mega
2008: BOSCH, MEDALIST, VARTA
2007: МUTLU, «АКОМ», МEDALIST
2006: VARTA, МEDALIST, BOSCH
2004: TYUMEN, TYUMEN, МEDALIST 

 Для начала дадим слово веселому продавцу одного из столичных магазинов:
«Аккумуляторы – хороший товар: на нем можно немножко заработать. Снимаешь старый, ставишь новый – кто-то даст на пиво, а кто-то и стольник отвалит! Покупатель, как правило, не знает ни емкости, ни полярности, ни формы клемм, а смотрит только на ценник. Поэтому лучше всего разлетаются самые дешевые батареи, – но они и помирают быстрее. Тюменские? Нет, их у нас в магазине вообще никогда не было. Батареи, что на полках, мы, честно говоря, не обслуживаем. Да, читал, что вроде надо, но как-то не получается. Бывает, найдешь запылившуюся где-то в углу – даже жалко становится…»
Этой исповеди уже несколько лет, но ничто в ней, увы, не устарело. Разве что цены на установку подпрыгнули. А дешевые батареи без роду и племени начали помирать не просто быстро, а на первых же минутах работы.

Минута славы


«Слушай, так какую купить-то?» Далеко не всем охота копаться в цифрах и терминах – проще спросить. На этом месте я обычно вздыхаю и машинально начинаю перечислять надежные имена: «Медалист», «Варта», «Мутлу», «А-мега», «Тюмень»…
Кстати о последней – она в нашем тесте стала... первой! Удивительно, хоть и толку украинцам от этого мало: батарейка у нас пока не продается. За медали сражались 27 новеньких батарей, укладывающихся в габариты 242 × 175 × 190 мм. Разные производители уместили в этот диапазон заявленные емкости от 60 до 66 А·ч. К известным брендам мы решили добавить новичков – дать им эдакую «минуту славы». Иллюзий не питали, но мало ли… В конце концов, все в одинаковых условиях: каждую купленную батарею перед началом испытаний мы обязательно заряжаем, а известность бренда на показания приборов не влияет.

Но здесь нас ждала вторая сенсация: четыре батареи оказались таким… (ругательство пропустить!), что померли практически на старте. Две из них – «Кобат» (сobat) и «Биг Сити» (BIG CITY) – отказали при замере резервной емкости, то есть при смешном токе 25 А! Еще две – «Блек Хорс» (BLACK HORSE) и «Эко Старт» (ECO START) забастовали при попытке выдать заявленный ток. Такого раньше никогда не было. Неудачников без разговоров задвинули в хвост таблицы, лишив чинов и званий… простите, баллов. Нуль, он и есть нуль, нечего на него равняться. Баллы же получили только те аккумуляторы, которые выдержали весь комплекс испытаний.
Но самой громкой сенсацией оказалось первое место. Оторвавшись от пелотона больше чем на балл – и это при пятибалльной шкале оценок, – победу одержала российская батарея! В последний раз такое случилось, дай бог памяти, в 2004 году. На этом впору объявлять перерыв. Чтобы дать волю эмоциям.

Мое расследование


Что же это за батарея – «TYUMEN BATTERY Лидер»? На сайте Тюменского аккумуляторного завода такого продукта нет, хотя эмблема явно родная: лось, высекающий копытом искры. Звоню на завод и вежливо интересуюсь: ваше изделие? Там соглашаются: наше! А на сайте, мол, его нет потому, что в ходе ребрендинга решили заменить имя: вместо «Лидер» теперь будет PREMIUM.
Теперь самое интересное. Батареи «Лидер» делают на конвейере, но на отдельной ветке. Технология та же, что применяется при изготовлении стационарных аккумуляторов для различных энергетических объектов страны, а также для нужд космодромов и прочих солидных организаций. Объем выпуска – примерно 15–20% количества «просто батарей». Ну, дальше можно не объяснять. Степень чистоты свинца, идущего на такие агрегаты, конечно же, максимально возможная. То же относится к остальным компонентам. Вдобавок собирают едва ли не вручную – отсюда и высокий результат.

Сказка о тройке


За консультациями насчет подкупа экспертов посылаю всех на Тюменский аккумуляторный, а пока продолжу. Тем более что имя участника, ставшего бронзовым призером, тоже всех удивит.
Тут объяснение простое. Батарея «Ройял» (ROYAL) – родная сестричка «Медалиста»: по моим сведениям, ее выпускают на том же заводе «Делкор». Она переиграла серебряного призера по трем позициям из четырех, но в итоге все же осталась третьей: подвела невысокая резервная емкость.
Ну а вице-чемпионкой в итоге стала «Мутлу» (MUTLU). Ничего удивительного: «турчанка» никогда не проваливалась в наших тестах, а в 2007 году была даже первой.
Таким образом, наш пьедестал по сравнению с прошлогодним полностью обновился. Не могу не отметить также, что в десятку лучших уверенно вошли четыре российские батареи, оставив позади очень именитые
изделия.

Как стать аутсайдером


Почему провалились аутсайдеры? Полагаю, что виноваты в основном их изготовители. Когда масса батареи на несколько килограммов ниже «средней температуры по больнице», невольно возникают вопросы: куда делся свинец и откуда взяться нужным амперам в его отсутствие? Вторая возможная причина – дефекты сборки: плохая сварка и все такое. Несколько токовых нагрузок дрянные контакты кое-как выдерживают, но потом всё начинает сыпаться. Наконец, третья причина – разгильдяйство продавцов, у которых батареи хранятся полуразряженными. Исходная резервная емкость, указанная в сводной таблице, говорит именно об этом. Впрочем, здесь все участники были в равных условиях.

Как и что купить


Если не хотите обращаться на сервис или просить продавца, действуйте так. Уточните размер ниши под аккумулятор, будь то моторный отсек, багажник или иная «жилплощадь». Определите полярность: проще всего взглянуть на старую батарею и сообразить, где «плюс», а где «минус». Помните: если машина не европейская, то клеммы могут отличаться от большинства привычных нам как формой, так и расположением. С этой информацией уже можно идти в магазин.
Результаты испытаний – перед вами. При выборе бренда советуем всегда пользоваться нашими «табелями о рангах», не соблазняясь низкой ценой или рекламными увещеваниями. Марка батареи определяет и ее стоимость. Заявленные ток и емкость получатся сами собой – исходя из габаритов. Останется зарядить батарею (это важно!) и установить ее вместо старой.
И последнее. Впервые за много лет я с чистой совестью рекомендую приобрести российское изделие! Если найдете в продаже, конечно…

Методика расстановки по местам


В каждом виде испытаний лучшему и худшему результатам присваивали соответственно 5 баллов и 1 балл. Четыре батареи, провалившиеся в самом начале, остались без баллов: оценивались только изделия, прошедшие все испытания. Остальные участники получали промежуточные баллы согласно положению, которое они заняли между лидером и аутсайдером. К примеру, если при замере резервной емкости результат лидера 124 минуты, а аутсайдера – 97 минут, то у участника с результатом 107 минут – 2,48 балла. И так по всем видам испытаний. Итоговый балл – среднее арифметическое четырех промежуточных оценок.
Весовые коэффициенты, повышающие значимость одного параметра по отношению к другому, мы не использовали, признали все параметры равнозначными. В то же время приведенные нами цифры позволяют любому желающему провести свои собственные подсчеты (понятно, что расстановка мест при этом изменится).
Все образцы аккумуляторов были приобретены редакцией в розничной торговой сети за наличный расчет – с чеками, гарантией и т. п. Перед началом испытаний все батареи в обязательном порядке заряжали, чтобы обеспечить им одинаковые стартовые условия. Технические измерения проводили специалисты НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобороны России. Результаты испытаний относятся к конкретной выборке батарей и не являются обобщающими критериями их качества.

 

 

24...27

МЕСТО

BIG CITY

Ориентировочная цена, грн.420

Заявленная емкость, А∙ч60

Заявленный ток, А500

Масса с электролитом, кг15,03

Почему заряженная нами батарея не в состоянии выдать даже 25 А и помирает уже на седьмой секунде разряда заявленным током – вопрос к изготовителю. Странное изделие мы без разговоров сняли с испытаний и отправили в хвост таблицы.

 

 

24...27

МЕСТО

COBAT ENERGY

Ориентировочная цена, грн.550

Заявленная емкость, А∙ч60

Заявленный ток, А480

Масса с электролитом, кг13,88

Впервые на испытаниях оказались батареи, отказавшие при попытке 
оценить резервную емкость. При смешном токе 25 А! Не в том ли причина, что фактическая масса на полтора кило меньше указанной на этикетке? От дальнейших испытаний слабосильное изделие, естественно, освободили.

 

 

24...27

МЕСТО

ECO START

Ориентировочная цена, грн.430

Заявленная емкость, А∙ч60

Заявленный ток, А430

Масса с электролитом, кг13,02

Батарею сняли с «пробега» при первой же пробе заявленным током холодной прокрутки. Даже заявленные 430 А она выдать не смогла, просев «ниже ватерлинии» уже через 9 секунд и не дожив до конца замеров. Надпись «Рекомендовано для автомобилей с пробегом» комментировать не хочется.

 

 

24...27

МЕСТО

BLACK HORSE

Ориентировочная цена, грн.450

Заявленная емкость, А∙ч62

Заявленный ток, А510

Масса с электролитом, кг12,63

Рискну предположить, что в откровенном провале сербской батареи виноват исключительно завод-изготовитель. Обратите внимание на массу: победитель примерно на 4 кг тяжелее! Где свинец-то? Стоит ли удивляться, что батарея не в состоянии выдать положенный ток? «Черную лошадку» сняли с испытаний.

 

23

МЕСТО

MOLL MG STANDARD

Ориентировочная цена, грн.800

Заявленная емкость, А∙ч60

Заявленный ток, А550

Масса с электролитом, кг17,14

Прежде «Молл» в наши экспертизы не попадал, и вот встретились. Испытания выдержал, но хуже всех. Ни разу не заработал даже троечки, а на морозе просто помер. Итог – место в самом низу таблицы, не считая четверки провалившихся батарей.

 

22

МЕСТО

EXTRA START

Ориентировочная цена, грн.430

Заявленная емкость, А∙ч60

Заявленный ток, А480

Масса с электролитом, кг14,22

Еще одна «сербиянка» выступила очень слабо, получив самые низкие баллы в трех номинациях. Похвалить не за что, разве только за низкую цену.

  

21

МЕСТО

ATLAS BX DYNAMIC POWER

Ориентировочная цена, грн.690

Заявленная емкость, А∙ч62

Заявленный ток, А520

Масса с электролитом, кг14,26

Новичок в нашей экспертизе оказался не на высоте. Все параметры очень слабые, особенно на сильном морозе. Приведенная энергия пуска при –29 ºС по сравнению с –18 ºС снизилась почти в 70 раз.

  

20

МЕСТО

ATLANT EXPORT

Ориентировочная цена, грн.570

Заявленная емкость, А∙ч60

Заявленный ток, А500

Масса с электролитом, кг15,14

Мифический Атлант расстроился бы от результатов своего тезки. Только одна оценка превысила 2 балла, отсюда и уверенное попадание в хвост таблицы.

  

19

МЕСТО

ISTA STANDARD

Ориентировочная цена, грн.480

Заявленная емкость, А∙ч60

Заявленный ток, А510

Масса с электролитом, кг14,8

Обещанную резервную емкость батарея выдала, но на более серьезных токах показала слабые результаты. В частности, при –29 ºС она получила всего 1 балл – ниже некуда.

 

18

МЕСТО

CENTRA FUTURA

Ориентировочная цена, грн.620

Заявленная емкость, А∙ч60

Заявленный ток, А600

Масса с электролитом, кг14,68

Самая низкая резервная емкость. Отказ работать на сильном морозе. При таких капризах занятое место можно считать высоким.

 

17

МЕСТО

TOPLA ENERGY

Ориентировочная цена, грн.690

Заявленная емкость, А∙ч60

Заявленный ток, А510

Масса с электролитом, кг15,3

В прежних экспертизах «Топла» вела себя куда увереннее – даже обидно за бренд! Неужели она так «прокисла» на полке магазина? Куда уходит энергия на морозе?

 

16

МЕСТО

CHAMPION PILOT DRIVE

Ориентировочная цена, грн.620

Заявленная емкость, А∙ч62

Заявленный ток, А600

Масса с электролитом, кг14,15

«Кореянка» растворилась в толпе себе подобных, не блеснув ни именем, ни результатом. А название сулило лидерство.

 

15

МЕСТО

TITAN EURO SILVER

Ориентировочная цена, грн.750

Заявленная емкость, А∙ч61

Заявленный ток, А560

Масса с электролитом, кг15,48

Нижегородская батарея запомнилась хорошей резервной емкостью и, увы, завышенной ценой. При скромных общих показателях ценник мог быть и привлекательнее.

 

14

МЕСТО

BANNER POWER BULL

Ориентировочная цена, грн.750

Заявленная емкость, А∙ч63

Заявленный ток, А600

Масса с электролитом, кг16,35

«Баннеру» в наших экспертизах не везет: он годами не может пробиться к пьедесталу. Так и в этот раз: всё вроде бы неплохо, но слабенькие показатели в морозильнике оставили батарею в середине таблицы.

 

13

МЕСТО

BOSCH SILVER

Ориентировочная цена, грн.740

Заявленная емкость, А∙ч60

Заявленный ток, А540

Масса с электролитом, кг15,18

Аккумуляторы без технологии AGM не относятся к лучшим продуктам именитой марки. Резервная емкость неплохая, но не более того. Приведенная энергия пуска во всех режимах средняя. А ведь от такого бренда ждешь лидерства!

 

12

МЕСТО

ZUBR PREMIUM

Ориентировочная цена, грн.510

Заявленная емкость, А∙ч63

Заявленный ток, А550

Масса с электролитом, кг15,32

Белорусская батарея неплохо начала состязания, но от теста к тесту слабела на глазах. Впрочем, это не помешало ей попасть в верхнюю часть таблицы.

 

11

МЕСТО

BARS GOLD

Ориентировочная цена, грн.470

Заявленная емкость, А∙ч62

Заявленный ток, А500

Масса с электролитом, кг14,96

Гостья из Казахстана шла вполне нормально, но споткнулась на морозе в –29 ºС. Это и не пустило ее в первую десятку.

 

10

МЕСТО

EXIDE
PREMIUM

Ориентировочная цена, грн.700

Заявленная емкость, А∙ч64

Заявленный ток, А640

Масса с электролитом, кг15,23

Батарея со знаковым именем не блеснула при –29 ºС, чем и подпортила себе конечный результат. Но в десятку вошла!

 
 

9

МЕСТО

VARTA BLUE DYNAMIC

Ориентировочная цена, грн.670

Заявленная емкость, А∙ч60

Заявленный ток, А540

Масса с электролитом, кг15,84

Результат наверняка был бы лучше, если бы ребята-продавцы удосуживались подзаряжать свой товар. Обратите внимание на резервную емкость купленной батареи: всего 39 минут! Такие вещи не всегда проходят бесследно.

 

8

МЕСТО

TYUMEN BATTERY

Ориентировочная цена, грн.520

Заявленная емкость, А∙ч60

Заявленный ток, А520

Масса с электролитом, кг16,28

Тюменские батареи из года в год очень стабильны. А если вспомнить, кто победил, то становится совсем интересно. Обратите внимание, в каком состоянии нам продали это изделие: всего 26 минут резервной емкости. А итог хороший.

 

7

МЕСТО

«ЗВЕРЬ»

Ориентировочная цена, грн.620

Заявленная емкость, А∙ч60

Заявленный ток, А600

Масса с электролитом, кг15,49

По току холодной прокрутки при –18 ºС батарея была пятой. Опуститься вниз заставила резервная емкость, которая у многих соперников оказалась выше.

 

6

МЕСТО

АКТЕХ

Ориентировочная цена, грн.620

Заявленная емкость, А∙ч64

Заявленный ток, А550

Масса с электролитом, кг15,95

Единственная батарея, сумевшая отобрать хотя бы одну промежуточную победу у лидера. Резервная емкость 124 минуты, у остальных меньше! В биатлоне про шестое место говорят: «Попасть в цветочную церемонию».

 

5

МЕСТО

TAB POLAR

Ориентировочная цена, грн.700

Заявленная емкость, А∙ч66

Заявленный ток, А570

Масса с электролитом, кг15,38

Вопросов нет. Отметим четвертое место по резервной емкости – очень хорошо. А общее пятое в такой компании достойно уважения.

 

4

МЕСТО

А-MEGA

Ориентировочная цена, грн.580

Заявленная емкость, А∙ч60

Заявленный ток, А600

Масса с электролитом, кг16,55

Экспертизы последних лет показали, что эту батарею смело можно брать за одно только имя. Прекрасное выступление: второй результат по заявленному току холодной прокрутки, третий – по единому току.

 

3

МЕСТО

ROYAL

Ориентировочная цена, грн.830

Заявленная емкость, А∙ч60

Заявленный ток, А525

Масса с электролитом, кг15,3

А это еще кто? Удивление рассеивается, когда узнаёшь, что изготовитель бронзового призера – тот самый, что делал аккумуляторы «Медалист». Преемник? Время покажет.

 

2

МЕСТО

MUTLU SILVER EVOLUTION

Ориентировочная цена, грн.650

Заявленная емкость, А∙ч63

Заявленный ток, А550

Масса с электролитом, кг15,72

Турецкая батарея всегда была самым крепким середняком, но на пьедестал давно не замахивалась. Прекрасный результат!

 

1

МЕСТО

«TYUMEN BATТERY ЛИДЕР»

Ориентировочная цена, грн.500

Заявленная емкость, А∙ч64

Заявленный ток, А580

Масса с электролитом, кг16,91

Вот он, настоящий российский аккумулятор! Не помешало даже то, что в магазине беднягу, похоже, никто не обслуживал. Именно такую продукцию мы всегда ждали от наших производителей.

  

Основные критерии при оценке качества батарей


Резервная емкость. Показывает, долго ли холодной дождливой ночью продержится автомобиль, у которого испортился генератор. Измеряется в минутах. Чем выше результат, тем лучше.
Лучший результат – у АКТЕХ: 124 мин. Худший результат – 97 мин.
Приведенная энергия пуска заявленным током. Характеризует энергию батареи в пусковом режиме. Измеряется в килоджоулях. Чем выше результат, тем лучше.
Лучший результат – у «TYUMEN BATTERY Лидер»: 43,28 кДж.
Худший результат – 13,77 кДж.
Приведенная энергия пуска единым током при –18 ºС. Позволяет сравнить токовые характеристики всех батарей в одинаковых условиях вне зависимости от паспортных данных. Измеряется в килоджоулях. Чем выше результат, тем лучше.
Лучший результат – у «TYUMEN BATTERY Лидер»: 37,82 кДж.
Худший результат – 11,57 кДж.
Приведенная энергия пуска единым током при –29 ºС. Аналогично предыдущим испытаниям, разница лишь в температуре: –29 ºС вместо –18 ºС. Измеряется в килоджоулях. Чем выше результат, тем лучше.
Лучший результат – у «TYUMEN BATTERY Лидер»: 17,42 кДж.
Худший результат – полный отказ.

 

Имеет ли смысл при замене батареи перейти на конструкцию AGM?

Батареи AGM (Absorbent Glass Mat) отличают более высокая энергоемкость и живучесть, но они и дороже. Такая замена абсолютно безвредна, однако можно и не получить реального эффекта, поскольку обычному автомобилю хватает исправной штатной батареи. Другое дело, если вы имеете дело с большим числом энергопотребителей – спутниковой сигнализацией, лебедками, мощной «музыкой» и т. п.

Используется ли в «кальциевой» батарее свинец?

Естественно! Батарея, по сути, остается свинцовой: речь идет о совсем небольших (доли или единицы процентов) добавках кальция в сплав, из которого изготавливают пластины батарей. Когда его добавляют и в положительные, и в отрицательные электроды, получается батарея типа «Са-Са». Такие при прочих равных условиях закипают менее охотно, у них меньше саморазряд.

Чем объяснить, что при одних и тех же габаритах батарей разные производители указывают разную емкость – например, от 60 до 64 А·ч? Там что, более тонкие пластины?
Чаще всего отдельные фирмы уменьшают число типов батарей в линейке, снабжая их разными этикетками. Так при реальной емкости, скажем, 62 А·ч появляются наклейки 55, 60, 62, 65. Какую емкость заявлять – дело совести изготовителя. Толщина токоотвода (решетки) у всех марок, по нашим сведениям, одинаковая, неизменная для европейского легкового ряда. Впрочем, некоторые производители батарей меняют толщину намазки, но правильнее добавлять лишнюю пластину.

Не опасно ли для родного генератора применение аккумулятора более высокой емкости? Ведь он потребует большего зарядного тока, а генератор на это не рассчитан...
Абсолютно не опасно! Чтобы перегрузить автомобильный генератор запредельными токами, нужно заставить его заряжать какой-то немыслимый аккумулятор – в несколько тысяч ампер-часов! Реальное же сопротивление батарей зарядному току практически одинаково – что для батареи в 55 А·ч, что в 75 А·ч. При этом генератор ведет зарядку постоянным напряжением, а потому при известном сопротивлении перегрузочным токам взяться неоткуда.

Зависит ли емкость батареи от силы тока?

Еще как! Надпись «60 А·ч» говорит только о том, что в течение 20 часов при температуре 25 ºС вы можете разряжать свой аккумулятор током, равным 60/20 = 3 А. А вот при токе 600 А емкость падает в несколько раз. Поэтому оценивать ее в ампер-часах неудобно. Гораздо понятнее термин «резервная емкость», показывающий, сколько минут продержится батарея на автомобиле с неисправным генератором.

Какова емкость двух батарей по 60 А·ч, соединенных последовательно?
Те же 60 А·ч: при последовательном соединении ток остается прежним. А величина напряжения на подсчет ампер-часов не влияет. 

19.07.2014 09:37

Тесты аккумуляторов (За Рулем, Авторевю, Главная Дорога и др.)

Тест аккумуляторов 2021 Тест аккумуляторов 2021

3 года назад мы уже публиковали распил аккумуляторных батарей от ютуб-канала «Честный аккумуляторщик». Летом 2021 года а...

Тест аккумуляторов За Рулем 2019 Тест аккумуляторов За Рулем 2019

Десять аккумуляторов - и все именитых брендов. Именно поэтому нас так удивили полученные результаты. Похоже, что аккуму...

Тест АКБ от За Рулем 2019 года Тест АКБ от За Рулем 2019 года

Если проводившиеся с 2004-го года тесты касались аккумуляторов одного класса, то новый экспертный тест был направлен на ...

Тест супердешевых АКБ: распил Тест супердешевых АКБ: распил

Опытный аккумуляторный мастер Сергей устал от гневных обращений автовладельцев по поводу аккумуляторов, которые отказыва...

Аккумуляторы Даром
Отзывы об АКБ Отзывы о магазинах Тесты АКБ Задать вопрос Обратная связь
Яндекс.Метрика