Для того чтобы двигатель транспортного средства «заработал», его сначала необходимо запустить. Остались в далёком прошлом времена, когда водителю приходилось мучительно вращать рычаг стартера, чтобы запустить двигатель. Сегодня с этой неприятной обязанностью «играючи» справляется любой автомобильный аккумулятор (стартерная АКБ). Автомобильная АКБ — неотъемлемый компонент, без которого невозможно представить себе ни один автомобиль, — решает следующие задачи: 1. пуск двигателя; 2. обеспечение электрической энергией при любой нагрузке; 3. аккумулирование электрической энергии при её избытке и возврат её в систему электропитания при необходимости. Автомобильная АКБ является одним из важнейших электрических компонентов автомобиля. Не без оснований её часто называют «сердцем автомобиля». Автомобильная АКБ должна всегда безупречно выполнять свои задачи в автомобиле. Поэтому особенно важно правильное обращение с АКБ. Эта программа самообучения содержит соответствующие базовые сведения об автомобильных акку4 муляторных батареях и даёт важные указания по надлежащему обращению с этими АКБ при обслуживании.
Небольшой экскурс в историю АКБ
Уже 2000 лет назад существовали первые гальванические элементы, например так называемая «багдадская батарея». Однако история самих аккумуляторных батарей началась только в 184м столетии. Аккумуляторную батарею называют также аккумулятором или сокращённо АКБ. Слово «аккумулятор» происходит от латинского cumulus = куча или от cumulare = накапливать, аккумулировать. Аккумулятор представляет собой периодический заряжаемый накопитель электрической энергии на электрохимической основе. Батарея появилась не внезапно: у неё много прародителей. К их числу относятся, например, следующие личности:
Луиджи Гальвани (1737–1798), итальянский врач и биофизик, философ и физик. Он заметил, что отрезанные лапки мёртвой лягушки дёргались, когда он прикасался к ним двумя разными соединёнными друг с другом металлами. Сам того не подозревая, Гальвани открыл, что комбинация из двух различных металлов (электродов) в подходящем растворе (солёная вода в мышцах лягушачьих лапок) образует электрический элемент. В честь Гальвани этот электрический элемент был назван гальваническим элементом, или гальванической ячейкой. Гальваническая ячейка может преобразовывать химическую энергию в электрическую.
Алессандро Джузеппе Антонио Анастасио Джероламо Умберто Вольта (1745–1827), итальянский физик. Вдохновлённый открытиями Луиджи Гальвани, он построил первую пригодную к применению электрическую батарею. Вольта расположил пластины из меди и цинка друг над другом в виде столба. Между пластинами он разместил пропитанные соляной кислотой куски картона или кожи. Получился ряд гальванических элементов, соединённых последовательно. Этот столб был первым источником тока для практического применения и известен как вольтов столб. После смерти Вольты единица измерения электрического напряжения получила наименование вольт.
Иоганн Вильгельм Риттер (1776–1810), немецкий физик и философ. Кроме открытия ультрафиолетового излучения, он также построил электрическую батарею в форме цилиндра, которая была названа в его честь столбом Риттера. Столб состоял из расположенных друг над другом медных дисков и проложенных между ними и пропитанных раствором NaCl (хлорид натрия, или поваренная соль) дисков из картона. Это устройство можно было заряжать электрическим током, а при разряде оно снова вырабатывало электрический ток. Поэтому столб Риттера считается прародителем современных аккумуляторов.
Вильгельм Йозеф Зинштеден (1803–1891), немецкий врач и физик. Разработал первый свинцовый аккумулятор. Он поместил две свинцовые пластины, которые не соприкасались друг с другом, в ёмкость с раствором серной кислоты и подсоединил к ним источник электрического напряжения. После многочисленных циклов зарядки и разряда конструкция приобрела определённую ёмкость.
Гастон Раймон Луи Планте (1834–1889), французский физик и палеонтолог. Он усовершенствовал конструкцию аккумулятора Зинштедена, придав свинцовым пластинам спиральную форму. Однако этот свинцовый аккумулятор так никогда и не продвинулся дальше стадии экспериментов.
Камиль Альфонс Фор (1840–1898), французский инженер и физик. Он существенно модернизировал свинцовый аккумулятор. Фор покрыл обе стороны свинцовой пластины пастой из свинцового порошка и серной кислоты. Благодаря этому, его свинцовый аккумулятор уже всего после нескольких циклов зарядки приобретал значительную ёмкость.
Генри Оуэн Тюдор (1859–1928), люксембургский инженер и изобретатель. Он довёл опытную модель свинцового аккумулятора до промышленной зрелости. Тюдор увеличил поверхность электродов и расположил их так, что ёмкость свинцового аккумулятора увеличилась, а срок его службы стал существенно большим. Он придал АКБ привычную сегодня форму ящика. В качестве электролита служил раствор серной кислоты. Отрицательный электрод состоял из свинца, а положительный — из двуокиси свинца. Тюдор изготовил формы для литья, которые позволили наладить промышленное производство свинцовых пластин для аккумуляторов. Он разработал первую пригодную для технического применения свинцово4кислотную АКБ.
С тех времён началось победное шествие свинцовых АКБ. Появилось множество фирм, производивших свинцовые АКБ. Первоначально АКБ использовались в транспортных средствах только для освещения. Только начиная с 1914 года аккумулятор стал использоваться в качестве стартерной АКБ.
Аккумулятор это химический источник тока, для исправной работы которого должны протекать определенные химические процессы. В процессе разряда аккумулятора, серная кислота "прилипает" к отрицательному электроду, образуя нерастворимый сульфат свинца, оставл
Очень часто от продавцов в автомагазинах можно услышать рекомендации о гибридных аккумуляторах. Так что же такое гибридный аккумулятор? Гибридный аккумулятор для автомобиля внешне не отличим от других кислотных аккумуляторов, не считая обозначения на этик
В жигулевскую эпоху завести одну машину от другой было в порядке вещей. А сейчас?